Выделить изменения за дату (для работы необходим JavaScript):

Турок раз,
Турок два

I am Turok!
© Turok


Эта небольшая страничка содержит краткий обзор игр Turok: Dinosaur Hunter и Turok 2: Seeds of Evil, их технических характеристик, а также некоторых особенностей.



На повестке дня:



Туркофилия и туркофобия

Игры серии Turok представляют из себя 3D-action / FPS (короче, стрелялка с видом из глаз), где главному герою, то бишь Турку, приходится сражаться, в основном, с динозаврами.

Всего было 6 турков (состояние на 2007-ой год):

  1. Turok: Dinosaur Hunter (1997)
  2. Turok: Battle of the Bionosaurs (1997)
  3. Turok 2: Seeds of Evil (1998)
  4. Turok: Rage Wars (1999)
  5. Turok 3: Shadow of Oblivion (2000)
  6. Turok: Evolution (2002)

Из всего этого разнообразия на PC портировались только пункты 1, 3 и 6 (сейчас в разработке ещё одна игра из этой серии, но она, вроде бы, не ожидается на PC - только на приставках). Вообще, забавно - в среднем, в год, по турку. Хотите узнать больше об этих и грядущей серии? Тогда вам сюда.

Вопрос - кто знает почему я буду говорить только о пунктах 1 и 3 из списка? Кто знает ответ - может взять пирожок с полочки, а кто не знает - сообщаю: потому что их делала фирма Iguana Entertainment, которая, к сожалению, перестала существовать в 2004-ом году. Подробнее об этой печальной истории можно узнать тут.

А ещё одна причина заключается в том, что других игр этой серии я и не видел, да, в принципе, и не очень хочется-то, потому что чувствую, что после ухода фирмы-прародителя с геймдев сцены, атмосферу игра наверняка потеряла...



Двое из ларца

Собственно, перед тем как рассказать об играх, хотелось бы выяснить - кто есть кто.

Странно, но я не нашёл (буду признателен, если в меня кинут ссылкой на такие материалы - пишите на e-mail) ни одного упоминания в Интернете о том, что Турок на обложке первой части игры гораздо моложе, чем в самой игре.

Смотрите, вот это - часть изображения (задний фон в меню с настройками, файл "Data\turok.bmp" из каталога игры), которое есть практически на всех обложках этой игры:


turok.png; 160x115; 16,512 b

Для сравнения - фрагмент скана обложки:


tdhcover.jpg; 120x120; 16,080 b

Что мы видим на этой картинке? Молодого Турка воюющего с динозавром. А что мы видим в игре? А в игре мы видим вот это (скриншот снят из начального ролика на движке игры):


tintro.png; 160x120; 33,405 b

Т.е. пожилого индейца. И нам показывают его постоянно: когда мы берём ключи от уровней, когда умираем и возрождаемся на контрольных точках, а также во время скриптовых сценок на движке игры.

Меня до сих пор мучает вопрос (жутко интересно), почему в игре он старый, а на обложках и артах - молодой? С чем это было связано, даже не знаю. Кстати, после долгого гугления нашёл-таки вот такую обложку (оригинал взят отсюда):


jpnturok.png; 85x120; 9,096 b

Прошу заметить, что на этой обложке мы видим картину близкую к истине - старого индейца, что, собственно, и требовалось доказать. Кстати, нужно отметить, что это отцензуренная версия (кровь из раны на колене Турка зелёная - сравните с оригиналом выше) для приставки Nintendo.

А вот это отсканированная мной обложка из журнала:


turokdh.jpg; 87x120; 12,076 b

Acclaim

Стенд Acclaim встречал всех посетителей ECTS - его нельзя было не заметить. Самая "крутая" игра фирмы и, наверное, всей выставки - Turok: Dinosaur Hunter, разрабатываемая для Nintendo 64. Представители фирмы убеждены, что Turok станет ключевой игрой для новой приставки, тем более что к началу продаж Nintendo 64 (весна) в Европе она будет полностью готова. Выпуск игры планируется в январе-феврале.

Журнал "Компьютер Пресс" №1'97, стр. 198.


Ну вот, значит, всё-таки где-то это было похоже на правду. Всё бы ничего, но после выхода второй части игры возникает новый вопрос - а Турок ли это вообще был? Оказывается, если загрузить второй турок в режиме Deathmatch и там начать менять модель игрока, то увидим интересную картину:


t2telset.png; 160x120; 33,704 b

t2turok.png; 160x120; 33,587 b

А вот как выглядит Turok во второй части игры (во время "вылета" из телепортера - кадр из вступительного ролика на движке игры):


t2intro.png; 160x120; 19,529 b

Т.е. получается, что в первой части игры мы играем не за Турка, а за индейца с именем Telset?.. Почему же тогда игра называется Turok? Куда дели Турка?! Никто не знает...

В общем, тёмная история. Если кто-то знает что-то ещё - не стесняйтесь, пишите. Мне тоже интересно.

Со мной связался Syndwar письмом от 2008.05.03, в котором немного прояснил ситуацию (за что выражаю ему благодарность!):


Уважаемый -=CHE@TER=-, хочу привести некоторые факты, раскрывающие суть вашего вопроса о различных турках.

Turok - это не имя, это звание охотника на динозавров, которого призывают на войну.

Насчёт имён - загадка практически разгадана. У Турка имена меняются в зависимости от издателя комиксов. 130 томов, начиная с 1954 года Турок это индеец Turok Son of Stone (Издательство Western Publishing). Следующим издателем становится Valiant. Появляется серия Turok Dinosaur Hunter. И наконец права переходят к Acclaim: Turok Son of Stone становится Tal'set (Turok: Dinosaur Hunter). А в дальнейшем звание доблестного охотника переходит к Joshua Fireseed (Turok 2: Seed of Evil).


Большая часть почерпнута из wikipedia. Полезные ссылки:

http://psychosaurus.com/frames/catalog1.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Turok


--

Best regards,

Syndwar

3 мая 2008 г., суббота 14:57


В свете этой информации возникает следующая картина: предположительно, Acclaim не смогла договориться или в последний момент возникли какие-то трения с обладателем прав на Turok Son of Stone (игра должна была быть сделана по комиксу и легко узнаваема его фанатами), в результате чего индейца сначала переименовывают в Tal'set, затем вообще регистрируют и заменяют на молодого Joshua Fireseed. Уточняю - сначала был именно старый индеец, а потом появился новый - об этом свидетельствуют арты и промо материалы, публиковавшиеся во время разработки (см. цитату со сканом из "Компьютер Пресс" выше).

В попыхах, конечно, меняют всё: обложку (теперь на ней молодой индеец), арт при загрузке launcher'а в игре, но забывают модель самого турка (а, возможно, оставляют специально, чтобы привлечь фанатов комиксов - тем более, что модель не блещет количеством полигонов, так что доказать, что на ней Son of Stone / Tal'set будет достаточно сложно, особенно учитывая уже перерисованный арт - всегда можно отвертеться, мол, модель такая кривая вышла - ничего не поделаешь).

В последствии, как уже известно, свежезарегистрированный турок появится как Joshua Fireseed в Turok 2: Seed of Evil. Чтобы не возникло путаницы, в DM-моделях игроков старого турка переименовывают в Telset (заметьте не Tal'set - очередные проблемы с правами или банальная опечатка?). И, кстати, также непонятно, почему в самой игре нигде не упоминается имя нового турка - Joshua Fireseed? Acclaim сэкономила на регистрации нового имени - очередной безымянный турок?

Всё описанное не более чем предположение, но выглядит весьма убедительно. Если у кого-то есть более точные сведения, а ещё лучше вместе со ссылкой на источник - обязательно пишите.



Это раз

Итак, наша туркостория стартует в 1997-ом году, когда вышел первый турок. И имя ему было Turok: Dinosaur Hunter.

На самом деле было как минимум две версии (может есть, больше, но мне другие, увы, не попадались):

1) Turok Build: Aug 12 1997 14:33:42

2) Turok Build: Nov 11 1997 21:45:36

Кстати, судя по реестру (ветка HKLM \ SOFTWARE \ Acclaim \ TUROK: DINOSAUR HUNTER \ 1.00.012), версия № 2 также нумеруется как 1.00.012)

Первая версия в отличие от второй поддерживала только 3Dfx-карты, даже файл видеодрайвер "VIDEO_3DFX.DLL" был намертво прошит в "TUROK.EXE" файле.

Эта версия ничем особенным не отличалась от следующей, кроме анимированного логотипа Sculptured Software Inc. помещённого при загрузке между логотипом Acclaim Entertainment, Inc. и Iguana Entertainment:


tsculp.png; 160x120; 7,742 b

Что интересно - если порыться в любом из этих турков, то можно найти такой текст:

PC Sound Compression Library

Copyrights (C) 1996 by Sculptured Software

Written by Bob A. Dayley

Узнать почему логотип исчез из финальной версии игры можно здесь:

Sculptured Software Inc. was acquired (in an all stock transaction) by Acclaim Entertainment on October 9, 1995, and renamed Acclaim Studios Salt Lake City.

Т.е. Sculptured Software Inc. была куплена Acclaim Entertainment, Inc. и стала его подразделением, поэтому логотип и убрали, ибо, вроде как, это теперь одна фирма.

Ну и, конечно, отличия в более скудном наборе ключей командной строки (об этом ниже) и неработающей кнопкой "Start Turok" на форме. Чтобы запустить игру приходилось выбирать из меню File -> Start Turok.

Я прошёл в этой версии тренировку и кусок от первого уровня - различий между версиями больше не нашёл (хотя все файлы в игре на порядок меньше по размеру чем во второй версии).

Вообще, сдаётся мне, что эта версия была предназначена именно для распространения с картами на базе чипсета 3Dfx (т.н. "Bundled Software"). Поэтому-то, поддержка других карт там и не предусмотрена.

Вторая же версия, отличалась бОльшим тьфурализмом и поддерживала уже работу через Direct3D (она, кстати, имела метку CD-диска "TUROKD3D"), а также имела возможность подключать внешние видеодрайвера. Вот их список:

"Video_3DFx.dll" - для карт на основе чипсета 3Dfx

"Video_D3D.dll" - собственно, для работы через Direct3D

"Video_PowerVR.dll" - для карт на основе чипсета "Power VR"

"Video_RagePro.dll" - и для карт на основе чипсета "Rage Pro"

Стоит отметить, что поддержка Direct3D была очень дальновидным решением со стороны разработчика, т.к. 3Dfx и остальные карты, как мы уже знаем, стали динозаврами и, практически, вымерли.

Кстати, т.к. при загрузке игры инициализируются (пытаются) все эти драйвера, то очень быстро надоедает жать "OK" в ответ на сообщения об отсутствующих .DLL файлах от тех или иных видеокарт. Чтобы не париться рекомендую оставить только "Video_D3D.dll", а остальные файлы убрать куда-нибудь в другой каталог или вообще удалить (если есть дистрибутив игры). Безусловно, если вы хотите поиграть на старой видеокарте - то стоит также оставить ещё и файл-драйвер для вашего чипсета.

Ещё эта версия игры отличается тем, что пытается все лежащие в каталоге с "TUROK.EXE" .DLL файлы подключить как свои видеодрайвера (т.е. маску поиска сделали не "Video_*.dll", а как "*.dll*"). В результате чего, если в каталоге, например, ещё лежит .DLL файл от какого-нибудь 3Dfx-wrapper'а, то игра падает с фатальной ошибкой. Досадный промах, тем более, что так просто было бы его не допустить.

В этой версии также были сделаны исправления "по мелочам": кнопка "Start Turok" наконец-то заработала, плюс добавили кучу ключей командной строки. В общем и целом - жизнь почти удалась.



Это два

Следующей появившейся на PC игрой из этой серии стала Turok 2: Seeds of Evil.

Сразу оговорюсь, что у меня на руках только такая версия:

Turok Build: Jan 16 1999 16:59:50

Или:

Turok 2 Game Launcher 1.04 (T2-Direct3D6 v1.0)

Которая шла вместе с nVIDIA картой (тоже "Bundle Software"), так что вся информация ниже будет верна только для неё - за другие версии (если они есть) я ручаться не могу, т.к. их не видел.

В этой версии от видеодрайверов остались только "Video_D3D.dll" и "Video_3DFx.dll". При этом сообщения об отсутствующем .DLL файле для 3Dfx версии уже не лезут, да и маска поиска, наконец-то стала "Video_*.dll" - мелочи, а приятно (там, кстати, для мультиплеера выходил патч, так вот он - ругается на отсутствие .DLL для 3Dfx).

Зато появились следующие .DLL файлы:

Cms16.dll

cms32_95.dll

Cms32_nt.dll

Весь прикол в том, что они игрой не используются, но судя по их потрохам предназначались для навешивания на игру мощной (по сравнению с той, что использует игра) защиты от копирования - SecuROM. Почему файлы остались, а защиты нет - тоже ещё один вопрос. В принципе, файлы эти можно удалить и не напрягаться по поводу их отсутствия.

Нашлась ещё одна версия (европейское издание игры):

Turok Build: Feb 2 1999 10:19:32

При этом исполняемый файл носит имя Turok2English.exe и на нём уже стоит SecuROM, а также все файлы дополнительно упакованы Petite:

Compressed by Petite, Copyright(c)1998 Ian Luck.

К сожалению, снять его не удалось, хотя версия, судя по дате, более свежая, чем предыдущая (см. ReadMeRu.txt / ReadMeEn.txt в архиве к патчу для музыки, где взять версию игры без защиты). Возможно, что там и изменений никаких, кроме упаковщика, нет. Также стоит отметить, что с появлением упаковщика на файле поставить No-CD больше нельзя. В остальных файлах обе версии идентичны.

И, да, патч на неё поставить тоже можно и нужно (см. ниже).

Среди нововведений стоит отметить улучшенную графику, геймлей и ещё бОльшее количество ключей для командной строки.

Небольшая хитрость: в файле "turok2.ini" есть опция - "3DSHADOWS". Настроить её из меню игры нельзя. Однако, можно открыть этот файл любым текстовым редактором и изменить значение этой опции в "TRUE", вот так:

3DSHADOWS=TRUE

Тогда в игре включатся контурные тени для монстров. Выглядит не ахти, но лучше, чем вообще без них.



О проблемах с музыкой - Turok 2: Seed of Evil CD Music Patch

Спасибо за помощь:
Yaroslav Zorin
Fernando Audisio
Igor Calabria
RebelTerran
Droba
Blakepoet
JiliK
А также всем кто присылал письма.

Однако, в бочке с мёдом не может не оказаться ложки сами знаете чего. В игре, как, наверное, заметили, есть замечательная музыка. Она так хорошо передаёт атмосферу, что начинаешь подпрыгивать на стуле, ибо нервы взвинчивает на полную. Увы, музыку можно услышать только под Windows 95 / 98 / ME (возможно, ещё NT 4.0). Беда в том, что под Windows XP и выше она не играет. После продолжительного изучения игры мне удалось выяснить в чём проблема: начиная с NT 5.x (Windows 2000 и выше) в библиотеке WINMM.DLL добавили проверку чтобы MCI-дескрипторы можно было использовать только внутри того потока, который их создал. Но Turok 2 открывает CD-диск с игрой в одном потоке, а работает с ним уже в другом, поэтому на новых системах музыки и нет - возвращается ошибка 303 - MCIERR_ILLEGAL_FOR_AUTO_OPEN (данное действие не разрешено для автоматически открываемого устройства). Проблемы на этом не заканчиваются: начиная с Windows Vista всё стало ещё круче - игра перестала получать оповещение об окончании CD-дорожки, в результате чего они не повторяются после первого проигрывания. И то и другое мне удалось починить, сначала криво (через T2SOECDM.EXE / WINM2.DLL - старая версия патча 1.x), затем уже отлично - без изменений файлов самой игры (вернее, они изменяются, но в памяти).

Ещё одна вещь, которую пришлось добавить в патч - это поддержка мультипроцессорных систем. На многоядерных системах игра разваливается из-за некорректно реализованной синхронизации между потоками, в результате чего начинаются проблемы с текстурами, исчезают монстры и окружающие предметы, а затем игра и вовсе вылетает с ошибкой. Так что я сделал принудительный запуск игры с использованием только одного ядра/процессора (uni-processor).




Turok 2: Seeds of Evil CD Music Patch v2.1 (with FASM source codes) (9 614 байт)
(исходные коды на FASM идут в комплекте с патчем)



Short description for foreign users.

This patch allows Turok 2: Seeds of Evil to play CD music under Windows 200x / XP / Vista / 7 / 8.x.

If your Windows version is older than Vista and you still have problem after patch - make sure you have select "Enable digital CD-ROM audio for this CD-ROM device" option for your CD/DVD ROM device with the game CD.

If your version of the game protected with the SecuROM - you'll need to replace it with a "Turok2 Bundled Executable" file from link below.

If you use my patch on a Turok2 executable with No-CD which different from one that can be found at www.CTPAX-X.org - probably you don't get music at all, because other No-CD skips AudioCD initialization code.

It's obvious but just in case I should say it anyway - to play music in the game you'll need the game CD or a game CD-image copy with AudioCD tracks included.

And now, last but not least, tip: do not install this game (or any other old games) to Program Files or Program Files (x86), because since Windows Vista there are very restricted access to these folders, so the Windows may won't allow you to install patch or make any changes like store saved games or game configuration files. It's a good idea to create C:\Games\ or D:\Games\ or whatever and install old games there.


Внимание: издание игры с SecuROM не будет работать на современных системах. Необходимо заменить исполняемый файл игры вот этим (из английской bundled версии):

Turok2 Bundled Executable (1 024 544 байт)
(original unprotected English version from nVIDIA CD bundle)

Ещё одно необходимое замечание: если пользуетесь каким-либо No-CD отличным от того, что выложен на www.CTPAX-X.org, то музыки всё-равно может не быть т.к. все остальные No-CD кривые - они просто убирают вызов функции опознающей диск - как следствие музыка вообще не инициализируется. Так что если версия, которой пользуетесь, уже криво взломана, то нет смысла использовать ещё один No-CD - музыка не появится. Также как она не появится, если нет оригинального CD-диска с AudioCD - рип игры (куча файлов в архиве) по определению не содержит музыки. Нужен именно образ диска.

И последнее: не устанавливайте игру в Program Files или Program Files (x86), потому что начиная с Windows Vista для обоих этих каталогов сильно ограничены права доступа, так что не только будут проблемы с установкой патча, но и сохранить игру или настройки будет невозможно. Заведите для старых игр каталог C:\Games\ или D:\Games\ или ещё какой-нибудь такой же и устанавливайте игры туда.

Если после установки патча всё равно нет музыки, то сделайте следующее (спасибо Yaroslav Zorin за отчёт):



Ключики ко Светлому Будущему

Как я уже упоминал выше у этих игр есть ключи командной строки. Помимо решения чисто технических проблем, кои могут возникнуть, они также позволяют применить некоторые настройки улучшающие и упрощающие работу с игрой. В общем - смотрите сами.

Обозначения:

T0 - Turok: Dinosaur Hunter 3Dfx

T1 - Turok: Dinosaur Hunter Direct3D

T2 - Turok 2: Seed of Evil

Внимание!

  1. ключи нерегистрочувствительные
  2. для ключей, описание которых начинается с символа "*" - это моё предположение, что должен делать тот или иной ключ - т.к. проверять все ключи на всех версиях у меня просто нет времени
  3. значком "*?" помечены ключи, для которых неясно - есть у них входные параметры или нет
  4. двойной звёздочкой - "**" - обозначаются ключи, которые неизвестно что делают и неизвестно, есть ли у них входные параметры
  5. если в начале описания стоит знак "#" - это значит, что у ключа (возможно) есть параметр, который должен указываться через пробел, после ключа. Например: +connect Turok2GameServer где Turok2GameServer - это параметр
  6. некоторые ключи могут присутствовать в .EXE файле, но ничего не делать - так, например, в T2 есть ключ -ShowAllDemos, однако, судя по ассемблерному коду, проверяется только его наличие - переменная ShowAllDemos переключается в "1", но больше нигде не используется (т.е. нигде нет обращений к этой переменной); возможно, некоторые ключи остались от DEBUG или тестовых версий - код их обрабатывающий выкинули, а сами ключи - нет

Ключ T0 T1 T2 Описание (чего делает)
-AllDrivers - + +

По умолчанию Турок использует первую попавшуюся видеокарту с которой умеет работать. Если у вас их несколько, то при помощи этого ключа можно выбрать ту из них, которую должна использовать игра.

Примечание: похоже, что в T2 этот ключ ничего не делает - см. 6.

-attenuateAllsounds - - +

*? Дословный перевод: "смягчать все звуки" (?) - вероятно, как-то обрабатывает звуки перед выводом на звуковую карту.

-AverageMouse - - +

#* Скорее всего, пытается усреднить скорость мышки. В качестве параметра передаётся целое число от 1 до 10 включительно.

-Benchmark - + +

Хороший ключик - запускает Турка в режиме Benchmark - т.е. проверяет как ваш компьютер тянет игру, загружая различные уровни со сложной архитектурой, объектами и спецэффектами. Выход - ALT+F4.

-camera - - +

# Задаёт расстояние от положения игрока до камеры. Например, так:

-camera 100.0

Можно рассмотреть весь уровень, правда играть становится очень неудобно.

-Char - - +

*# Позволяет выбрать персонажа для сетевой игры?..

-CommandFile - - +

*# Если есть несколько конфигурационных файлов, то можно загрузить нужный сразу из командной строки, указав его этой команде в качестве входного параметра.

-CommandOutFile - - +

*# Видимо, все изменённые настройки должны сохраняться не в загруженный конфигурационный файл, а в тот, который указан при помощи этой команды.

-Configure + + +

Ничего не делает или, как видно из названия, должен запускать Турка в режиме конфигурации, что, собственно, игра и так делает при каждом запуске.

-Connect
+connect
- - +

#* Вероятно, предназначен для соединения с сервером в сетевой игре. Параметр - IP-адрес сервера или его DNS-имя (т.е. имя компьютера - не путать с именем сервера, которое задаётся в самой игре!).

-CreateDefaults - - +

** Создаёт настройки по умолчанию?..

-cyberman2 + + -

*? Скорее всего, этот ключ позволял "насильно" инициализировать работу с джойстиком (или gamepad'ом?) CyberMan2.

-DatFile - - +

** Видимо, позволяет указать из командной строки какой-то .DAT файл. Т.к. .DAT файл в T2 всего один - "Textures.dat", то рискну предположить, что этот ключ позволяет загружать другие текстуры.

-disableAmbientSounds - + +

Отключает тревожный рёв монстров на заднем плане, в результате чего игра становится не такой страшной. Внимание: данный ключ также отключает CD-музыку! Хотя, может помочь тем, у кого слабая система, чтобы игра шла немного порезвее.

-disableFrequencyControl - + -

*? Дословно: "отключить контроль за частотой". Только за частотой чего?

-disableHardwareMixing - - +

Отключить микширование звуков при помощи аудиокарты. Должно помочь при возникновении треска вместо звука. Внимание: т.к. после применения этого ключа микшовка звуков полностью ложиться на плечи центрального процессора - CPU - то игра может начать тормозить.

-EnableF12ScreenGrab + + +

Позволяет делать скриншоты клавишей F12, которые валятся в формате .PPM:

T0 и T1: в каталог PICS\pic_????????.ppm (где вместо ???????? - какое-то DWORD число в HEX - CRC32 что-ли, или текущее время?..); Внимание! Скриншоты делаются корректно только на разрешении 640x480.

T2: в каталог PICS\pic_????.ppm (где вместо ???? - номер от 0000 до 9999).

-enableHardwareMixing - + -

Противоположность ключу -disableHardwareMixing - т.е. должна принудительно заставить игру микшировать звук при помощи звуковой карты, что должно немного разгрузить центральный процессор и дать игре идти пошустрее. Звуковая карта должна справляться с 16 звуками одновременно.

-enableInputStats - - +

** Дословно: "включить статус (статистику) ввода". Действие неизвестно.

-exclusiveMouse - - +

* Вероятно, включает эксклюзивное использование мышки приложением. Т.е. игра перехватывает обработку мышки и другие Windows приложения до неё уже не доберутся. Должно помочь, если после запуска игры мышка ведёт себя как-то странно.

-fpgaming - + -

** Честное слово не знаю, за что этот ключ отвечает.

-FrameRate - + +

Выводит количество кадров в секунду. AVG - среднее количество кадров отрисованное за секунду, Cur - текущее количество кадров отрисованных за секунду. Если среднее количество кадров в секунду упало ниже 15 - то компьютер для игры явно слабоват и нужно подумать об апгрейде или снижении настроек, чтобы игра хоть и не была такой красивой, зато меньше тормозила.

Ключ взаимоисключаемый с -FrameTime

-FrameTime - + +

Время в миллисекундах потраченное на вывод одного кадра. Чем оно меньше - тем лучше. Avg - среднее время, за которое отрисовывались кадры, Cur - время отрисовки текущего кадра.

Ключ взаимоисключаемый с -FrameRate

-GameIndex - - +

Примерно тоже самое, что и -Benchmark, только статистика выводится не будет - просто показывает все демки. Для выхода, как всегда, поможет ALT+F4.

-gamepad + + -

*? Видимо заставляет игру насильно подключить обработку GamePad'а.

-GotoGame + + +

*? Должно быть игра сразу стартует с какого-то уровня.

-horizontal + + -

** Х.з. что такое. Максимальное отклонение джойстика по горизонтали?..

-joystick + + -

* Указание игре, что вы будете играть при помощи джойстика.

-keyboard + + -

* Указание игре, что вы будете играть только при помощи клавиатуры (без мышки).

-LAN - - +

*? Указание, что собираетесь играть в LAN (локальную сетевую) игру.

-LevelSet - - +

*# Загружает набор уровней для сетевой игры .LSM - например: -LevelSet "Rok Match Levels"

-MaxFramerate - + +

#* Должно быть ограничивает максимальное количество кадров в секунду. В качестве параметра необходимо указать целое число (количество кадров?).

-mouse + + -

* Указание игре, что вы будете играть не только при помощи клавиатуры, но и мышки.

-Name
+name
- - +

#* Вероятно задаёте своё имя для сетевой игры (под каким именем будете играть).

-Net - - +

*? Указание, что собираетесь играть в игру через Internet.

-noRoll + + +

Выдержка из "README.TXT" от T1: "Disables jump left or right when double tapping the strafe key." Т.е. отключает прыжок влево или вправо при двойном нажатии клавиши стрейфа. По научному - это отключение "доджинга" (dodge).

-NoShutdown + + +

** Не даёт игре выйти? Не стоит забывать про ALT+F4 - оно всегда работает.

-NoSound + + +

Отключает все звуковые эффекты (музыку, кажется, тоже).

-noStereo - - +

Включить моно-режим для звука. Кажется, должно немного освободить нагрузку на CPU.

-output11k
-output22k
-output44k
- + +

Эти три ключа позволяют задать из командной строки частоту дискретизации звука: 11 kHz, 22 kHz и 44 kHz соответственно. Причём 44 kHz можно задать только из командной строки (остальные два переключаются в настройках). Ключи, понятное дело, взаимоисключающие.

-quickmouse + + -

Не сглаживать движение мышки.

-Server - - +

** Не знаю, что делает. Возможно то же, что и +connect

-ShowAllDemos + + +

* Дословно: "показать все демки". Что делает - непонятно.

Примечание: похоже, что в T2 этот ключ ничего не делает - см. 6.

-ShowTMemResets - - +

Отображает надпись "Texture Memory Reset", всякий раз, когда память с текстурами обновляется.

-SkipConfig - + +

А вот это уже полезный ключ - он позволяет пропустить настройку игры - т.е. если его указать, то игра будет сразу запускаться и отпадёт необходимость каждый раз жать "Start Game". Отмечу, что если игра вообще ни разу не настраивалась (т.е. её только что установили и отсутствуют конфигурационные файлы), то минимум настроек перед запуском игра с вас всё же стрясёт.

-SoundNormal
-SoundPriority
-SoundExclusive
- - +

* Устанавливает приоритет при проигрывании звуков (?) в 1, 2 (по умолчанию) и 3 соответственно. Ключи взаимоисключающие.

-SoundFrameSkip - - +

#* Дословно: "пропускать звуковые кадры". Видимо пропускать куски звука, которые из-за тормозов не успевают проиграться (вероятно, опция для слабых компьютеров). После ключа, должно указываться целое число.

-soundThread - - +

* Наверное, отключает проигрывание звуков в отдельных потоках.

-soundUpdate - - +

#* Честное слово - х.з. что такое. В качестве параметра должно передаваться целое число.

-spaceorb360 + + -

** Подключает очередной джойстик / геймпад?

-Speech - - +

** Видимо, должна отвечать за поддержку голосовых функций.

-StreamMusic - - +

** Дословно: "потоковая музыка". Что делает - х.з.

-version + + +

Выводит версию игры в диалоговом окне. На основе этой версии я и делал описания (см. выше).

-vertical + + -

** Х.з. что такое. Максимальное отклонение джойстика по вертикали?..



Технические проблемы

Мне несколько раз писали люди, которые сталкивались с другими проблемами в этих играх. Например, в Turok1 карта отображается только на бонусных уровнях. Это действительно так и я не знаю, как это исправить. Знаю только, что при помощи cheat-кода карту можно включить, но она будет неполная. В Turok2 карта у меня отображается нормально, так что если у кого-то есть проблемы с ней, то попробуйте обновить драйвера на видеокарту или наоборот поставить более старые. Больше ничего посоветовать не могу.

Если игра запускается на многопроцессорной системе (multi-processor systems), то попробуйте поставить однопроцессорный (uni-processor) режим при помощи моего патча (см. выше) - игра должна заработать гораздо стабильнее.

Наконец, многие спрашивают насчёт запуска игры под эмуляторы 3Dfx - утверждается, что игра в этом режиме выглядит лучше. Я не знаю так это или нет. Turok1 работает под Glide2x.dll - все эмуляторы, которые я пробовал так или иначе работали с графическими артефактами. Turok2 работает под Glide3x.dll - эмуляторов для него очень мало и все они у меня вызывали фатальную ошибку (возможно из-за того, что у меня слишком старая видеокарта).

В Интернете пишут, что работает вот этот 3Dfx wrapper (я не проверял):

nGlide - Glide wrapper | Zeus Software



Секретные коды

Программы для декодирования кодов (вместе с исходными кодами):


Начнём с кодов для Turok: Dinosaur Hunter.

Коды можно найти в Интернете, однако я решил привести их здесь, потому что публикуют иногда с ошибками (мне несколько таких попалось), в результате чего после набора они не работают.

Сами коды являются всякими сокращениями, но не всегда понятно от каких слов.

Многие из них - ФИО людей работавших над игрой. К слову сказать, в финальной версии их заменили на более абстрактные слова.

Примеры расшифровки:

JFFSPNGDNBRG - Jeff Spangenberg (один из программистов игры - см. титры; в код по ошибке добавили букву "D")

DRRBSTBBNGTN - Darrin Stubbington (один из программистов игры - см. титры)

MTTSTBBNGTN - Matt Stubbington (звукорежиссёр игры - см. титры)

DNLDDCK - Donald Duck (всем известный персонаж мультфильмов студии Disney)

Код помеченный "?" не реализован в игре. Дело в том, что коды хранятся как последовательность байт для массива согласных букв английского алфавита. И первый байт в этом коде - 16, когда разрешённые значения только от 0 до 15 включительно. Т.е. набрать код в игре нельзя. Однако, если заменить первый байт на любой другой из разрешённого диапазона, то после набора появится надпись "PEN AND INK", но ни в меню "Cheats", ни где-либо ещё ничего не изменится.

Выдержка из файла ReadMe.txt игры Turok 2: Seed of Evil гласит:

Pen and Ink Mode

----------------

Unlike the N64 version of Turok 2, there is no Pen and Ink Mode.

Есть подозрение, что на Nintendo 64, где эти игры выходили, режим "Pen and Ink" в графическом чипе приставки включался достаточно просто, а вот его реализация или эмуляция на PC была сложной и/или ресурсоёмкой, так что его просто убрали из обеих частей.

Для полноты картины решил также добавить коды для Nintendo 64 версии в первый столбец таблицы, так как сначала вышла версия для приставки - так легче отследить "эволюцию" изменения кодов в хронологическом порядке. Эти коды уже были в Интернете, но я, на всякий случай, достал их из образа версии для приставки чтобы проверить (там оказалось такое же шифрование).

Turok (N64)Turok 3Dfx (PC)Turok D3D (PC)Описание
RLMNDNTCHTDDDNSTBRLLSNMRTNINVINCIBILITY
THSSLKSCLNDNLPMBRNKLSNSPIRIT MODE
CMGTSMMGGTSTHMSCLSMGRLSGTMALL WEAPONS
BLLTSRRFRNDLNJHNSNRHNSRLLUNLIMITED AMMO
GSHNTTBNCTPRDCRTRBCHNPRMSHNBIG HEADS
CHTRSNRPRSPRGNNTRTMNTTRNTNNQFULL MAP
NTTHTTHCTSTTHNGJSNCRPNTRHFLLTHSHTINY ENEMY
DLKTDR?RBBMLLRPEN AND INK
LLTHCLRSFTHRNBCRLSFNDNGSPURDY COLORS
TSKTSKTSKMTTSTBBNGTNPTLFGNDSLEVEL 1 WARP
CHTLKDGDRRNSTBBNGTNQTMBGSLEVEL 2 WARP
HNSHMMKJNKGTMNDSBFLEVEL 3 WARP
THRTCRDPTNDNCNNCPGHMLEVEL 4 WARP
GHTTBSHMDNNTNDRSTPDFRPLLEVEL 5 WARP
HCNLTHRSLFTRMNNMNBGRSDLEVEL 6 WARP
STHSNCSSRJMDNNNBCDLEVEL 7 WARP
THTDSTSCKMRGRTTRRLFRRSPRLEVEL 8 WARP
THBSTSHNTRRNTHTSDNMGALLERY
FDTHMGSTHTRTMLRNMSNHRSHOW CREDITS
FRTHSTHTTRLSCKJFFSPNGDNBRGINFINITE LIVES
CLLTHTNMTNDNLDDCKGSRCGKFSQUACK MODE
THSCKSTFTHSHSCKNGLCKCKDGHTTSRSALL KEYS
BSSNMBRNJHNTHMSCRCDNDLONGHUNTER WARP
CRPCRLSTPHNBRMLCTNTSCNDMANTIS WARP
JRSSCHTGRGMLCHCKTHSFNDNTTREX WARP
LKNGDNTHTLNCLTHRNTRCHSTSMNCAMPAIGNER WARP
LKMBRDBKSTRDKNTSFSKSFLY MODE
NSTHMNDNTFHGTBCTKMDKKSHOW ENEMIES
SNFFRRJHNNCKBGGNTSSDISCO MODE

С кодами для Turok 2: Seeds of Evil всё обстоит несколько иначе - тут уже осмысленные слова, но хранятся в игре как зашифрованные строчки. После их расшифровки получается вот такая таблица.

Нужно заметить, что в Интернете встречаются коды типа MRNOPRULEZ, про которые написано, что они ничего не делают (и таких кодов очень много). Я не знаю откуда взялась это традиция (сочинять коды), но кроме перечисленных ниже, никаких других в игре просто нет. Так что любое сочетание букв, не указанное в таблице, будет точно также ничего не делать.

Да, кстати, для demo версии игры (Turok Build: Feb 10 1999 11:39:07) другие коды. Более того, коды для неё - единственный способ переключиться на второй уровень, потому как на первом один из телепортов выкидывает снова на начало. А на втором уровне (других, кстати, нет) там можно прокатиться на динозавре, и, если в конце прогулки войти в телепорт, можно оказаться на уровне из вступительного ролика (платформа висящая в воздухе). Попытка выбрать любой уровень кроме "Credits" и первых двух приведёт к тому же эффекту. Сама же demo немного отличается от полной версии, но различия не очень существенные, так что я их тут не буду описывать - каждый может самостоятельно посмотреть при желании.

Для полноты картины решил также добавить коды для Nintendo 64 версии в первый столбец таблицы, так как сначала вышла версия для приставки - так легче отследить "эволюцию" изменения кодов в хронологическом порядке. Эти коды уже были в Интернете, но я, на всякий случай, достал их из образа версии для приставки чтобы проверить (там оказалось такое же шифрование).

Turok 2 (N64)Turok 2 demo (PC)Turok 2 retail (PC)Описание
JANESWONDERFULWORLDJANESTERRIFICWORLDJANESSPECIALWORLDjanes cheat activated
BEWAREOBLIVIONISATHANDTHEVOIDOFOBLIVIONOBLIVIONISOUTTHEREbig cheat activated
FROOTSTRIPETASTYSTRIPESWIZARDOFOZmmmm... tasty frooty stripes
LIGHTSOUTLIGHTACANDLEINEEDAUPSblackout mode activated
AAHGOOMOOMOOLEGOMANIACzach attack cheat activated
HEEERESJUANJUANITOYOQUIEROJUANjuans cheat activated
WHATSATEXTUREMAPSAMPLETHATHENRYSBILERPgouraud mode activated
IGOTABFAFINEARTPICASSOpen and ink mode activated
PIPSQUEAKTEENSYLILLIPUTIANtiny mode activated
STOMPEMGIANTSTROMPEMbig hands and feet mode activated
HOLASTICKBOYHELLOSTICKYstick mode activated
UBERNOODLEHUGENOODLEBIGBADNOODLEbig head mode activated


German blood patch


Note: Since this section is related only to the German version of the game, I wrote it fully in English as it's the international language. And because it's more accurate translation from English to any other language with online translation services.

Thanks goes to:

- Daniel who provided German executable file

- Grom PE who corrected my terrible English


German version of the game is heavily censored due to the country laws.

On the Internet there is only one patch which can unlock violence in the game. It was to replace the German executable, "t2spch.11k" (dialogue sounds) and a few other files with English ones from the uncut version. So, you won't understand much if English is not your native language. Even if you unpack and remove all empty files (which are 108 bytes long) from "t2spch.11k" archive, there are still 206 files in English version and only 167 in German (with different names!). I have no idea, how it can be fixed.

After some work with the game executables I managed only to get the blood in the game back. So, here it is - German blood patch. It works with the original German executable, so you won't miss anything if German is your native language.


Turok 2: Seeds of Evil - German blood patch v1.1 (2 494 bytes)
! This patch works only with "Turok2German.exe" (Turok Build: Feb 2 1999 10:02:24) !
Source codes (FASM) available here (3 824 bytes)

This patch allows you only to get the blood back to the game (off, red or green) and optionally display blood on the "Razor Blade" weapon (it always will be shown after the first throw, regardless whether it hits the enemy).

Patch won't restore:

These things are hardcoded and I'm not sure if there is a way to restore it.



Бонус (только для фанатов)!

Собственно, много говорить не буду - полные версии обеих игр можно надыбать тут:

Turok: Dinosaur Hunter

Turok 2: Seeds of Evil

Ежели кому-нибудь нужны No-CD для обеих игр, то их можно взять тут ("правильные" No-CD, которые, в отличие от пиратских, не рубят музыку, если CD диск есть в дисководе): www.CTPAX-X.org


Внимание: при использовании No-CD игры будут работать без дисков, но также и не будет музыки - а это чуть ли не половина атмосферы игр! Плюс ко всему No-CD нельзя поставить на европейскую версию Turok 2: Seed of Evil (см выше), т.к. исполняемый файл там защищён.


-=CHE@TER=-
2007.08.07 02:41