W3C | XHTML 1.0 |
√ |
---|
W3C | CSS 3.0 |
√ |
---|
А теперь давайте поговорим о другой замечательной игре - The Neverhood.
Кратко о главном:
Не буду долго рассказывать об этой игре, благо мало кто про неё не слышал. Но считаю необходимым написать пару слов о т.н. "русских версиях" данной игры.
С самого начала мне в руки попала версия от "дядюшки Рисёч" под названием "НЕВЕРьвХУДо", а несколько лет спустя нашёл и "Небывальщину" от "Фаргус". Оригинальную игру я так и не успел посмотреть, но обе эти русификации проделывают нечто страшно-ужасное с игрой, превращая её в сборник несмешных шуток.
"Дядюшка Рисёч": "НЕВЕРьвХУДо". Что мне тут совершенно не понравилось, так это переработка всего сюжета про борьбу Глинко (кстати, весьма недурной перевод имени Klaymen (искажённое от Claymen) на русский) с, не поверите, Windows! Если в финале игры выбрать плохую концовку, то Глинко превращается в... Windows 2000. Я, конечно, могу понять "всенародную" любовь соотечественников к этой системе, но считаю что в данной игре такие шутки совершенно неуместны и смотрятся мягко говоря глупо. Ну и прочих приколов на эту тему в игре хватает: перерисованная кнопка "Пуск" для запуска "вируса" и т.п. Ещё из ляпов отмечу что Вилли на экране с роботом всё ещё орёт сверху по английски "Klaymen! Up here!", в то время как все остальные реплики переведены на русский. Ну и, наконец, всем известный ляп с 40 экранной стеной, где записана история мира, а в этой версии заполнена на скорую руку несмешными бородатыми анекдотами, большинство из которых почему-то не влезают на экран или вообще отображаются где придётся. Из плюсов же можно отметить только аккуратно перерисованную графику, которая не режет глаз (кстати, даже в видеороликах нормально переделана) и, в принципе, неплохую озвучку.
"Фаргус": "Небывальщина". Предыдущая версия по сравнению с этой любому покажется просто шедевром переводческого искусства, потому что тут:
Возможно, это не все и не самые страшные вещи, которые есть в этой версии, но дальше смотреть её я себя заставить не смог - уж больно большое отвращение она вызывала. Нужно отметить, что у "Фаргус" есть хорошие переводы, но не в этот раз.
Rigel - The Neverhood - адаптация от Дядюшки Рисеча или перевод Фаргуса? [Фикализация] - подробный обзор переводов и истории игры, с записками, стеной и многим-многим другим. Если что, то я помогал автору только с извлечением ресурсов - все интересные находки, разбор стены, записок и всё-всё-всё - это его личные заслуги и труд.
В общем, на данный момент предпочтительнее играть в оригинал или наш с Rigel перевод, о котором читайте ниже.
The Neverhood Patch, размещённый на этой странице ранее, исправляющий игру и позволяющий запускать её под современными Windows, заменён на программу перевода, потому что она может всё тоже самое и ещё больше: запуск в окне, исправление заикающегося видео идущего рывками, работу с игровыми устройствами, сохранение на диск вместо реестра и так далее (см. файл "NHC-READ.TXT" в архиве с переводом). Если перевод не нужен, то просто выбирайте "<original>" при запуске.
Здесь можно скачать полный корректный русский текстовый перевод игры. "Корректный перевод" означает, что перевод сделан максимально близко к оригиналу, а не так как это было у издателей "Дядюшка Рисёч" и "Фаргус". Переведено всё: видеоролики, записки, стена, все рисунки с надписями и даже головоломка с уменьшающей машиной (в этом месте существующие прохождения не помогут, думайте сами). Перевод полностью текстовый. Это означает, что в видеороликах, где есть речь или надписи на английском языке были добавлены внешние текстовые субтитры.
Также добавлена поддержка двух упомянутых выше русских версий от издателей "Дядюшка Рисёч" и "Фаргус", где "на лету" исправляются поломанные файлы ресурсов, позволяя играть без ошибок и вылетов. В этом случае необходимо выбрать "<original>" при запуске, чтобы эти версии работали "как есть", без подключения корректного текстового перевода (для версии от "Фаргус" можно выбрать "Fargusfx" для исправления шрифта в записках от Klogg). Поэтому лежавший здесь ранее The Neverhood Patch удалён - программа перевода полностью его заменяет и может гораздо больше.
Данный перевод в технической части представляет из себя перехватчик функций игры, позволяющий подменять "на лету" файлы, необходимые для локализации, при этом оставляя оригинальные ресурсы игры как есть, без изменений. Таким образом каждый желающий может перевести игру на свой язык - таблица символов расширена на все 256 символов ANSI. Все необходимые для этого утилиты и документация, а также исходные коды находятся в архиве "C source codes and translation kit" (архив "nhcsrctk.zip", каталог "ltktools" внутри). Внимательно прочтите файл "LangTKit.txt" перед началом работы над переводом.
О том как установить и пользоваться переводом подробно описано в файле "NHC-READ.TXT" в архиве.
Над переводом работали:
Rigel (перевод текста, графика, шрифты)
-=CHE@TER=- (программирование, исправление ошибок игры, написание утилит для перевода)
Февраль 2021 - Январь 2022
SCUMMVM начиная с версии 2.7.0 поддерживает перевод, его файлы и работу (см. подробнее в "NHC-READ.TXT").
Огромное спасибо phcoder за добавление поддержки перевода в программу!
Short English description: this is The Neverhood Chronicles language addon - you can use it as patch without translation packs to run original game on the modern Windows systems (Compatibility Renderer allows windowed mode, fixes incorrect palette issues, stuttering video playback, etc.). Also English subtitles available for all game speech (select "Eng-Subs" as translation pack). Please refer to "ENG-READ.TXT" documentation file for more details.
Для тех кто захочет изучить стену текста отдельно от игры (там её не очень удобно читать) - вот отдельная страница с английским оригиналом и русским переводом от Rigel:
Rigel также выложил записанный из игры фильм о создании The Neverhood с нашими русскими субтитрами - то есть так, как это выглядит в игре при использовании нашего перевода. Также, на всякий случай, продублирую здесь ссылку на его же разбор пиратских переводов из раздела выше, если кто-то её пропустил - рекомендую к просмотру.
Ещё добавлю, что не следует устанавливать игру в Program Files или Program Files (x86), потому что начиная с Windows Vista для обоих этих каталогов сильно ограничены права доступа, так что будут проблемы с установкой и работой. Заведите для старых игр каталог C:\Games\ или D:\Games\ или ещё какой-нибудь такой же и устанавливайте игры туда.
Раз уж взялся писать про эту игру, не могу пройти мимо одного занимательного момента, только на этот раз касающегося demo-версии этой игры.
Мало кто знает, но существует две demo-версии и различаются они только файлом-архивом "NEVDEMO.BLB". Все ресурсы в этих версиях идентичны, разве что во второй слегка почищены от мусорных байт, но есть одно существенное различие - это единственная музыкальная тема, которая играет в demo.
Для начала стоит заметить, что в первой (и самой распространённой между прочим) demo-версии играет композиция "Klaymen's Theme" (это её название с официального OST). А вот во второй версии играет неизвестная мелодия, которая, к тому же, не вошла ни в один OST к игре (даже в его недавнее дополненное переиздание 2004 года). Game Audio Player (программа / исходные коды) извлекает музыкальные файлы как ID_061880C6-03.wav и ID_061880C6-05.wav для первой и второй версии соответственно.
Ещё стоит обратить внимание на дату изменения файла "NEVDEMO.BLB":
Иными словами разработчикам понадобилось 5 часов, 41 минута и 24 секунды, чтобы выспаться, вспомнить что у них осталась одна неиспользованная мелодия и включить её в новую версию файла "NEVDEMO.BLB". Но, видимо, было поздно, т.к. старая demo уже ушла в тираж. Версия 2 точно есть на диске "Games Sampler 2 for Windows 95" (оригинальное и расширенное издание). Можно, конечно, предположить, что эта мелодия записывалась специально для этого диска с demo-версиями игр, но уж больно хлопотно ради этого собирать новый игровой архив - скорее её туда отправили, чтобы не пропадала зря раз уж есть.
Взять эту музыку можно здесь:
Это .WAV файл сконвертированный непосредственно из ресурсов игры упомянутой выше программой Game Audio Player. Так что качество оригинальное - лучше, увы, просто нет. После скачивания каждый может сжать во что угодно: в .MP3, .OGG, .FLAC и т.п.
В связи с тем, что версия 1 есть практически везде, а версию 2 достать очень сложно - предлагаю всем желающим diff этих двух версий. Таким образом, если есть версия 1, то из неё можно сделать версию 2. Так как различаются, как уже было сказано, они только одним файлом, то diff-патч для него и выложу (ибо сама demo более 20 Мб). Скачать можно тут:
Распаковать в каталог к demo-версии 1, затем запустить файл "nevdemo2.bat". Старый файл "NEVDEMO.BLB" на всякий случай будет переименован в "NEVDEMO.OLD".
На удивление в игре есть cheat-коды. В Интернете я нашёл только два: "fastforward" и "happybirthdayklaymen" (см. ниже). Есть ещё описание каких-то действий, которые нужно предпринять на втором экране игры, чтобы что-то произошло, но т.к. там упущен какой-то важный момент, то ничего не работает. Совершенно случайно узнав о существовании кодов, я решил покопаться в игре, вдруг есть ещё, и выяснилось интересное...
Игра нигде не хранит коды в открытом виде - только хеши от них (тоже самое и с именами файлов в игровых архивах .BLB). В итоге найти текст кода в исполняемом файле нельзя, ибо его там просто нет. В общем, нужно было как-то по существующему хешу восстановить код. Вариантов два: либо полный перебор (хеш функцию я выдернул из игры), но он очень ресурсоёмкий и долгий, либо подбор слова, которое давало бы такой же хеш, как и оригинальный код игры. В данном случае был проще второй вариант.
А здесь я хочу прерваться и выразить благодарность товарищу Axsis'у за помощь с разбором хеш-функции! Если бы не он - про коды тут вряд ли бы что-то было. Кстати, им же было найдено несколько дополнительных кодов здесь.
А вот и сами коды, но сначала несколько замечаний:
История изменения списка кодов:
2021.05.20 Добавлено описание к коду "skipper" - спасибо QUFB за помощь, также добавлено описание к клавише F2 у отладочного кода.
2020.04.10 Бессмысленные наборы букв заменены на комбинации слов подобранных атакой по словарю, а также поправлено и добавлено описание практически ко всем кодам, кроме "skipper".
2018.11.01 Добавлен код "skipper" подобранный атакой по словарю.
2017.08.31 Добавлены описания для двух кодов, действие которых нашли nbduckman и Blaizerazer.
TEXT CODE | |
---|---|
HASH (HEX) | press ENTER to view |
Если код найден: |
Важно:
Хеш (в HEX) | Код | Описание (чего делает) |
---|---|---|
10410127 | screensnapshot | Делает кадр (скриншот) игры в файл "c:\NevShot.bmp". Если диска C: нет (например, первый диск из-за USB-устройств это F:) или нет прав на запись в корень диска, то ничего не выйдет. |
843070C0 | fastforward | Отключает / включает задержку у анимаций в игре (на скорость проигрывания видео не влияет). Очень помогает в длинном коридоре с текстом на стенах, где в конце надо взять видеокассету. |
8141A000 | ahourprofs | [*] Включает режим разработчика в игре. Отключить нельзя - только перезапустить или начать новую игру. В этом режиме становятся доступны следующие клавиши: F1 - остановить анимацию F2 - покадровая анимация, каждое нажатие переключает на следующий кадр F3 - замедляет анимацию в два раза F4 - возвращает нормальную скорость игры, после предыдущих клавиш F5 - показать / скрыть позиции объектов F6 - показать / скрыть области предметов/кнопок (подсвечивает кнопки в главном меню тоже) F7 - показать / скрыть области HIT_FLOOR F8 - показать / скрыть активные области F9 - показать / скрыть слои из которых состоит сцена F10 - перейти в Windows-меню игры (как по нажатию ALT в оконном режиме) F11 - показать / скрыть области с анимацией (те, которые изменяются каждый кадр) F12 - делает скриншот (кадр) в каталог игры с именем "Neverhood###.bmp", где ### - это номер от 001 до 999; этот способ гораздо удобнее, чем тот что выше, потому что позволяет сделать несколько снимков и неважно на какой диск - главное чтобы права на запись были |
46900820 0B835D39 44A82242 4339581D 4F88D504 8580A64D 9208201E 96302C41 |
adoctormenu chunkbisulphate wrapshipsides catastaticmeanie swapmountainsides warcraftfireball technologyworks februaryjocks |
[*] После набора любого из этих кодов щелчок мышкой в самом верху экрана переносит на следующую сцену (работает не везде, похоже, что только на первых двух сценах). Код "chatterpops" ниже будет работать только после активации этого кода! |
0E103409 | chatterpops | [*] Этот код должен быть набран обязательно только после любого кода из предыдущего пункта. Позволяет вызвав главное меню и щёлкнув в самом верху экрана там войти в отладочное меню, где можно быстро переходить между разными сценами игры. |
00881000 | skipper |
[*] Разрешает пропускать клавишей пробел некоторые непропускающиеся видео (например, где вытаскивается гвоздь и две части мира соединяются). |
Коды для сцен | ||
2C034A29 | itsshowtime | [*] Даёт все видеокассеты (работает на любом экране с проигрывателем - т.е. экране, где снизу слоты под видеокассеты и можно их смотреть). После набора кода игра выкидывает на сцену, где был проигрыватель - нужно просто снова на него щёлкнуть мышкой. |
188B2105 | happybirthdayklaymen | Перекидывает с первой сцены (начало игры) на вторую. Работает только на первой сцене. |
48848178 | letmeoutofhere | Перекидывает со второй сцены на улицу. |
0ED06400 | hellobemocked | [*] Решает головоломку с пятнашками в виде буквы "H" в начале. |
412213CB | workedupdrying | [*] Пускает воду на экране с музыкальными трубками; если набрать второй раз - решает головоломку с ними (позволяет открыть дверь при нажатии на кнопку). |
3108760F | abypassercattwist | [*] Открывает дверь в пещере с тремя засовами (начало игры). |
14210006 | please | Решает головоломку с динамитным чучелом. |
AA0E6C00 | shootsnonform | [*] Открывает вертикальный ползунок внутри пушки; если набрать второй раз, то открывает горизонтальный. |
0110AC40 | mydeeds | [*] Решает головоломку с кубиками для управления мостом рядом с пушкой. |
C8C004D4 | stoplighttales | [*] Включает радио на экране радиобудки и выкидывает на улицу. |
20C11A08 | weunlabelled | [*] Решает головоломку с радиоприёмником: открывает левую дверь - наружу (радио должно быть включено!). |
109B5000 | introdfm | [*] Решает головоломку с радиоприёмником: открывает правую дверь - внутрь (радио должно быть включено!). |
9A4804AA | afootboypic | [*] Устанавливает кристаллы правильно на экране уменьшающей машины (BOBBY). |
030564C1 | ponyranchman | [*] Решает головоломку с жидкостью для увеличения на экране с уменьшающей машиной (BOBBY). |
655CF022 | employlessbedirter | [*] Решает головоломку с жидкостью для увеличения на экране со статуями. |
18B0C402 | aidfultrash | [*] Решает головоломку с картинками, которые надо открывать парами. |
A50535B1 | abathroomhundredwork | [*] Решает головоломку с мышкой и сыром в лабиринте. |
56530108 | afinedrawcosmete | [*] Решает головоломку на двери со знаками (рядом с крутящимся домом давящим овец снизу). |
30094E80 | craneprotectsfrolicks | [*] Решает головоломку с поворотом крана, на котором прикреплён плюшевый мишка (рядом с роботом); для окончания нужно будет потом просто нажать кнопку сверху. |
151AD442 | outdreamedpres | [*] Решает головоломку с тремя ключами в конце игры. |
Это оптимизированное прохождение, помогающее дойти от начала и до конца игры за минимально возможное время. Оно, в основном, рассчитано на тех, кто тестирует перевод и вынужден проходить всю игру, чтобы убедиться в отсутствии ошибок перевода или каких-либо технических проблем.
Прохождение также содержит cheat-коды для головоломок и некоторых других вещей (не работают и не поддерживаются в SCUMMVM - только в оригинальной игре), использования которых при финальной проверке игры стоит избегать, дабы пройти игру честно и чисто - это гарантия того, что и другие игроки не столкнутся с какими-либо проблемами при прохождении.
Замечание: пока игрок не посетил экран с решением какой-либо головоломки, то этого решения не существует! Иными словами, если дойти до какого-то экрана, где есть решение, посмотреть его, затем не вернуться назад, а загрузить сохранённую ранее игру, то увиденное решение не будет работать! При этом использование кодов создаёт решение, если оно ещё не существовало до этого. В SCUMMVM некоторые вещи работают иначе (например, 5-ое кольцо включающее радио можно сразу дёрнуть, ещё до осушения озера), но данное прохождение написано так, чтобы учитывать особенности работы оригинальной версии игры.
Несколько общих советов:
Ниже идёт описание быстрого прохождения игры.
Ещё раз напоминаю, что все необязательные элементы игры будут пропущены в этом прохождении!
Просыпаемся и дёргаем 3 раза рычаг. Выходим, толкаем мухоловку к 4-ому кольцу и дёргаем за него.
Замечание: дёргать за 5-ое кольцо, чтобы включить радио на дне озера, бесполезно - радио нельзя включить до выстрела из пушки и спуска воды. Также имейте в виду, что если дёргать другие кольца после 5-го, то это снова отключит радио.
Выходим на улицу, идём прямо, затем налево, входим в двойные двери (не забываем пропускать передвижение от первого лица при помощи клавиши пробел, если нужно - больше на это не буду обращать внимание).
Подбираем видеокассету на полу (1/20).
Решаем головоломку-пятнашки, где нужно собрать букву "H".
Замечание: головоломка имеет только одно из двух возможных решений: когда пустое место сверху-посередине, и когда оно снизу-посередине, поэтому если какой-то из этих вариантов не складывается, то нужно попробовать собрать другой.
Cheat-код для решения: hellobemocked.
Идём в открывшийся проход.
Подбираем видеокассету на полу (2/20).
Замечание: не стоит тратить время на проигрыватель, пока не соберёте все видеокассеты.
Щёлкаем на небольшое отверстие справа, вытягиваем до полноценного прохода и входим в него.
Не включаем свет - не трогайте кнопку на стене!
Идём один раз вправо, подбираем колбу.
Нажимаем зелёную кнопку, спускаемся вниз на лифте и зарисовываем вертикальный код для пушки (можно сохранить игру в этом месте под каким-нибудь именем, если лень зарисовывать).
Поднимаемся наверх, возвращаемся назад влево и теперь включаем свет.
Снова спускаемся на лифте вниз.
Подбираем видеокассету на полу (3/20).
Нажимаем на кнопку (1/3).
Замечание: в игре будет 3 таких кнопки, и нажать на них нужно ровно один раз, потому что если нажать снова, то она отключается. При включении будет плавный звук низкого гудения, а вот при отключении будет резкий звук треска.
Снова поднимаемся и обязательно нажимаем на кнопку рядом с лифтом, чтобы шипы вернулись на место.
Теперь самое муторное - нужно пройти вправо 40 экранов (включая этот и предыдущий) до конца.
Подбираем видеокассету на полу (4/20).
После этого возвращаемся назад в комнату, где решали головоломку с буквой "H".
Нажимаем круглую кнопку на стене и выходим, пока дверь открыта.
Вперёд, налево и прямо через мост в красный домик.
Подбираем видеокассету на полу (5/20).
Щёлкаем на панель и собираем динамитное чучело - для этого нажимаем на частях чучела слева, а не на отдельных частях, расставленных справа.
Cheat-код для решения: please.
Выходим в дверь справа.
Идём один раз вперёд и поворачиваем направо. Идём прямо до двойных дверей, открываем их, нажимаем кнопку.
Возвращаемся назад и идём прямо до краба на стене, затем налево и прямо.
После продолжительного видео ждём, пока упадёт спичка, подбираем её и применяем на динамитном чучеле, которое затем скармливаем крабу.
Снова идём в то место, где был краб, проходим сквозь развороченную стенку и садимся в тарантайку.
Едем вниз и по кругу до центра.
Нажимаем на кнопку (2/3).
Возвращаемся в домик, где было динамитное чучело, и выходим в левую дверь.
Во дворе поворачиваем два раза налево и идём к домику.
Нажимаем на кнопку на полу, а затем на полившуюся воду.
Теперь нужно решить музыкальную головоломку - поплевать водой в трубки снизу.
Порядок такой: 3, 1, 2, 0, 4 (как от 0 до 4 по порядку, только 0 и 3 поменяли местами).
Cheat-код для решения: workedupdrying (если прийти сюда в самом начале игры, когда ещё ничего не сделано, то код придётся набирать несколько раз подряд: первый раз, чтобы включить воду, второй раз для получения колбы (воду в неё всё ещё нужно налить), и только третий раз для решения головоломки).
После правильного решения нажимаем кнопку у двери и входим.
Подбираем видеокассету на полу (6/20).
Идём вправо.
Подбираем видеокассету на полу (7/20).
Поднимаемся по шипам (именно для этого мы закрывали вход с лифтом шипами ранее).
Подбираем видеокассету на полу (8/20).
Нажимаем на кнопку (3/3).
Спускаемся, возвращаемся ко входу, жмём кнопку, выходим.
Уходим во двор, где поворачиваемся налево два раза и входим в фиолетовую пещеру.
Открываем три засова (для этого нажимали те самые три кнопки).
Переходим мост, поворачиваем направо, идём один раз вперёд, затем направо, садимся в пушку и стреляем.
Можно сразу ввести увиденный в темноте вертикальный код, можно сделать это позже, главное не нажимать сейчас на появившийся ползунок, потому что без второго кода двигать пушку бесполезно.
Выходим из пушки и возвращаемся в самое начало, где кормили мухоловку 4-ым кольцом и дёргаем только 5-ое кольцо - оно включает радио, до которого, пока что, ещё не дошли - это чтобы не возвращаться со дна озера позднее.
Теперь снова идём к пушке, но не садимся в неё, а проходим далее в жёлтое здание.
Справа будет головоломка для опускания моста. Здесь каких-то особых хитростей нет, только обратите внимание, что при неверно использованном кусочке всё уже построенное распадается в произвольном порядке - т.е. кусочки падают на новые места (перемешиваются), а не туда, где были до этого.
Cheat-код для решения: mydeeds.
После решения головоломки опускаем мост нажав на стрелки и выходим.
Идём прямо до экрана на стене с кнопкой.
Здесь нужно записать по порядку 12 символов и пометить тот, который будет со звуком - при повторе он будет каждый раз разным. Можно сохраниться в этом месте.
После этого идём влево и спускаемся на дно озера.
Теперь направо, прямо (в слив не прыгать!), затем ещё раз направо, садимся в тарантайку.
На первой развилке налево до конца - запоминаем мелодию или сохраняемся в этом месте.
Возвращаемся к развилке и едем направо, затем на следующей развилке вверх до стены с тремя колбами.
Зарисовываем уровни с цветами или сохраняем игру в этом месте.
Возвращаемся назад и вылезаем из тарантайки.
Идём мимо моста-лесенки до большого жёлтого дома со спутниковой тарелкой на крыше и входим.
Подбираем видеокассету на полу (9/20).
Щёлкаем на радио и крутим барабан (нажимаем справа от стрелки), пока не услышим ту же мелодию, что играла на стене озера во время поездки на тарантайке. Если мелодия установлена правильно, то должна открыться дверь справа - входим в неё.
Спускаемся вниз. Если дёрнуть за верёвку и включить свет, то на машине можно увидеть слово, состоящее из первых букв цветов кристаллов, которые в таком же порядке нужно установить в машине.
Входим в уменьшающую машину обязательно при выключенном свете!
Теперь сразу нажимаем по одному разу на все 5 кнопок, потому что изначально игра устанавливает все кристаллы так, чтобы ни один не был установлен правильно - можно сэкономить один запуск машины. После запуска смотрим, какие не соответствуют своим цветам, такие кнопки и нажимаем.
Замечание: можно решить головоломку ещё быстрее, всего за два запуска машины. Запускаем первый раз и смотрим какие цвета установлены. Далее зная что цветов всего 6 и они всегда идут друг за другом по кругу в строгом порядке: красный (0:red), оранжевый (1:orange), жёлтый (2:yellow), зелёный (3:green), синий (4:blue), фиолетовый (5:violet), считаем сколько раз нужно нажать каждую кнопку для установки нужного цвета. Например, если стоит оранжевый, а нужен красный, то на соответствующую кнопку нужно нажать 5 раз.
Cheat-код для решения: afootboypic.
Уменьшившись, идём в маленькое отверстие справа-снизу, затем в такое же примерно в середине экрана.
В новой комнате идём вправо в небольшую комнату с колбами. Нужно налить ту комбинацию, что была на стене озера во время поездки на тарантайке.
Cheat-код для решения: employlessbedirter.
Увеличиваемся.
Подбираем видеокассету на полу (10/20).
Щёлкаем на полосу света между 3 и 4 колоннами справа (см. верх экрана, одна из колон уходит за другую).
Щёлкаем на кнопку между ушей зайца.
Поднимаемся по опустившейся лесенке.
Подбираем видеокассету на полу (11/20).
Выходим в проход в центре комнаты и садимся в телепортер.
Жмём на кнопку с гвоздём, затем большую красную, чтобы телепортироваться.
Выходим из телепортера, идём вправо, выдёргиваем гвоздь.
Лезем обратно в телепортер.
Жмём правую кнопку (левая - откуда телепортировались сюда).
Подбираем две видеокассеты на полу (12/20, 13/20).
Жмём кнопку на полу и быстро выходим в дверь, пока не закрылась.
Идём прямо, спускаемся на крутящемся домике вниз.
Опять идём прямо - в дверь.
Подбираем видеокассету на полу (14/20).
Сохраняемся или зарисовываем второй код для пушки.
Лезем в телепортер и телепортируемся по бирюзовой кнопке с точкой в правом нижнем углу.
Вылезаем из телепортера, идём прямо, затем направо.
Подходим к панели и нажимаем красную кнопку.
Сохраняемся или зарисовываем, какие картинки нужны для этой головоломки.
Возвращаемся назад и снова лезем в телепортер.
Жмём кнопку над той, где находимся сейчас, в правом верхнем углу.
Опять жмём кнопку и выходим через дверь, и снова идём до крутящегося домика, но не заходим в него.
Поворачиваем два раза направо, затем прямо.
Тут на двери нужно ввести те самые 12 символов, которые были рядом с пушкой. Для символа со звуком нужно также выбирать символ со звуком, независимо от его начертания.
Cheat-код для решения: afinedrawcosmete.
Когда головоломка решена, автоматически входим внутрь.
Подбираем видеокассету на полу (15/20).
Выходим, потом прямо, затем налево и в фиолетовую дверь.
Идём налево, где из земли поднимается тумба с головоломкой про мышку и сыр. Нужно довести мышку до сыра.
Замечание: если рисовать схему лабиринта лень, то вот подсказка: мышка чует сыр, поэтому если непонятно, в какую норку её отправлять, то нужно поставить её между двумя норками и смотреть, в какую сторону она повернула нос - туда и нужно идти. Если норок больше двух, то нужно поочерёдно ставить её между каждыми двумя.
Cheat-код для решения: abathroomhundredwork.
После решения головоломки идём далее влево.
Подбираем две видеокассеты на полу (16/20, 17/20).
Толкаем проектор (агрегат с ручкой) вправо до входной двери и ставим рядом с мышкой и сыром под трубой в потолке. Нажимаем кнопку на полу, и всё добро улетает в трубу.
Идём направо.
Подбираем видеокассету на полу (18/20).
Щёлкаем по большой жёлтой панели на стене.
Тут нужно решить головоломку с открываемыми парами картинками, чтобы узнать сколько раз повторяются те из них, которые необходимы для поворота крана с медведем. Однако, так как символы нам уже известны, то эту головоломку можно пропустить! Для этого достаточно просто пощёлкать по панелям и записать сколько раз встречаются только три необходимых картинки. Так как картинки открываются парами, то количество любых из них должно быть чётным: 2, 4, 6 или 8.
Cheat-код для решения: aidfultrash.
Возвращаемся на предыдущий экран, жмём кнопку на стене и выходим.
Идём вперёд и два раза направо, затем прямо и возвращаемся к телепортеру (если идти в крутящийся дом, то без cheat-кода позволяющего пропускать видео опять придётся смотреть непропускающийся ролик про овец).
Лезем в телепорт и опять телепортируемся по бирюзовой кнопке с точкой в правом нижнем углу.
Доходим до панели и вводим там необходимое количество иконок из головоломки.
Cheat-код для решения: craneprotectsfrolicks.
После чего жмём жёлтую кнопку в середине чтобы кран с медведем повернулся.
Возвращаемся к телепортеру.
Телепортируемся в самое начало (зелёная кнопка в верхнем левом углу).
Вылезаем из телепортера, идём налево. Хватаемся за кольцо и спускаемся вниз.
Возвращаемся в комнату с радио.
Чтобы открыть дверь назад, нужно вернуть радио в исходное состояние - щёлкаем слева от стрелки.
Выходим на дно озера, поднимаемся по лесенке, лезем в пушку.
Вводим оба кода или только горизонтальный, если вертикальный уже был введён.
Cheat-код для решения: shootsnonform (первый раз открывает вертикальный ползунок, второй раз горизонтальный).
После того как появились оба ползунка, сначала нажимаем на вертикальный, затем, после мультика, на горизонтальный. Стреляем, затем возвращаемся в обратном порядке: сначала горизонтальный, затем вертикальный ползунок.
Вылезаем из пушки, заходим в жёлтое здание рядом и поднимаем мост.
Возвращаемся в то место, где на тарантайке ездили кругами, чтобы нажать кнопку, но на этот раз едем не вниз, а вправо. В конце пути оказываемся в той же комнате за дверью с 12 знаками, но на втором этаже.
Подбираем ключ на полу (1/3).
Садимся на тарантайку и едем обратно.
Возвращаемся к пушке и опускаем мост.
Возвращаемся к радио и снова ставим там нужную мелодию, чтобы открылась правая дверь.
Снова лезем в уменьшающую машину и уменьшаемся.
Снова идём в комнату наверху и готовим жидкость для увеличения.
Поднимаемся по лесенке.
Лезем в телепортер и снова телепортируемся по бирюзовой кнопке с точкой в правом нижнем углу.
Вылезаем и идём прямо - будет долгий видеоролик.
Оказавшись в замке, идём прямо - развилка.
Теперь направо, потом прямо, выходим на балкон и берём иглу.
Возвращаемся на развилку и идём в фиолетовую дверь с зубами посередине.
Подбираем видеокассету на полу (19/20).
Возвращаемся на развилку и идём в красную дверь с кнопкой вверх рядом.
Поднимаемся на лифте.
Подбираем видеокассету на полу (20/20).
Смотрим в окно справа и щёлкаем по шарику - лопаем его иглой.
Теперь настало время видеокассет - щёлкаем на видеопроигрывателе и смотрим все кассеты. Увы, это видео никак нельзя пропустить.
Если все кассеты собраны, то в конце должен выпасть ключ.
Подбираем ключ на полу (2/3).
Спускаемся на лифте вниз и идём на балкон, где брали иглу.
Подбираем ключ на полу (3/3).
Снова идём в фиолетовую дверь с зубами посередине, толкаем проектор один раз вправо, затем жмём рычаг на нём. Запоминаем, какому ключу какой номер соответствует.
Щёлкаем на двери справа и расставляем ключи соответственно их номерам.
Cheat-код для решения: outdreamedpres (решает головоломку, даже если ключей нет).
Входим в появившийся проход.
Толкаем мухоловку под самое правое кольцо, затем дёргаем за него и падаем ей в пасть.
Оказавшись в новой комнате, сохраняемся и идём в дверь.
Дальше нужно выбрать, кому дать корону (хорошая и плохая концовка) или можно просто немного подождать, тогда будет небольшой ролик про то что с выбором не торопят.
Конец игры.
Собственно, саму игру и русскую версию можно надыбать тут:
The Neverhood (1996, English) - оригинальная английская версия игры.
The Neverhood (1997, Japanese) - очень редкое японское издание игры для Windows сделанное на основе английского оригинала, именно на базе этой версии создавался порт для игровой приставки PlayStation в 1998 году.
The Neverhood - тут есть Full-rip "НЕВЕРьвХУДо" от "Дядюшки Рисёч" и образ диска в формате .NRG вообще непонятно от какой версии и от чего, так что где взять оригинальные образы версий от "Фаргус" и "Дядюшки Рисёч" (не репаки, не пережатые, не испорченные и так далее) не знаю - ищите в Интернете.